Педагогическим работникам

Презентационный материал по проведению уроков по кибербезопасности

https://pd.rkn.gov.ru/multimedia/video114.htm

https://cloud.mail.ru/public/3Dd4/2u7UF6p1S

           Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей:
начальное звено (2-4 класс), среднее (5-9 класс) и старшее (10-11 класс). На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями. Формирование навыков информационной безопасности и культуры должно осуществляться не только на уроках информатики, но и на других предметах (например, обществознания, права, ОБЖ и т.д.), а также и во внеурочной деятельности.
Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Очень часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. Некоторые из них считают, что ненормированное «сидение» ребенка в сети лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители, с ранних лет обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, между тем «выпуская» его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в сети. Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации, сваливающейся на него из сети. Наша задача выработать в нем критическое мышление.
С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только образовательного учреждения. Формы работы с родителями могут быть разнообразны: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, информация на сайте школы, встречи со специалистами, семинарские занятия.
Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны сети Интернет.
Обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы современного образовательного учреждения.

                 Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении воспитанника от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

 Определение термина “информационная безопасность детей” содержится в Законе № 436-ФЗ, регулирующем отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону “информационная безопасность детей” – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права.

Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Понятие информационной безопасности

Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
– доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
– целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
– конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

Основные угрозы информационной безопасности

Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными.

Обеспечение информационной безопасности

Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

  1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:

  1. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.
  2. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:
  • приказ руководителя о  назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    · должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    · перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
    ·инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.
  1. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.
  2. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

-Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)

–  Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.

–  Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.

–   Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.

Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.

Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.

Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.

Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

  1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
  2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
  3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
  4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
  5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
  6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
  7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
  8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
  9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.
  10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
  11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
  12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
  13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
  14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
  15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
  16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
  17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

Методические рекомендации и информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников:

http://www.ligainternet.ru/news/  Мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.

http://сетевичок.рф/partneram-o-proekte  Мероприятия проекта «Сетевичок». Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:

  • Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков.
  • Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок».
  • Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
  • Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».

 http://wiki.tgl.net.ru/index.php/Педагогам_о_безопасности

  • Общие рекомендации по организации мероприятий по безопасному Интернет.
  • Рекомендации по проведения мероприятий со школьникам (по возрастным категориям).
  • Рекомендации по организации работы с родителями.

  http://wiki.edu54.ru/Педагогам_о_безопасности Портал предлагает электронные ресурсы по теме “Безопасный  Интернет”:

Фонд развития Интернет  Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета.

  Дети России Онлайн  Линия помощи. Сайт проектов Фонда Развития Интернет. Телефонное и онлайн консультирование  для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи.

  Журнал «Дети в информационном обществе» В журнале рассказывается о том, как дети и подростки используют компьютеры и интернет в школе и дома, какое влияние информационные технологии оказывают на их развитие, творческие способности, образ жизни, каков круг интересов наших детей, как они общаются и как познают окружающий мир.

Рекомендации по применению Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436 ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”

Обсуждение закрыто.